«Что такое «Буллинг» и как не допустить «Буллинг» в детском саду?
Протокол №3/1
КГКП «ясли-сад 131» Турксибского района
от 2024г
Присутствовало: 10 человек
Повестка дня:
«Что такое «Буллинг» и как не допустить «Буллинг» в детском саду?
Слушали педагога-психолога детского сада Архипову Л.Б.
Она сказала, что последние десятилетия мы много слышим о буллинге в образовательной среде как из средств массовой информации, так и со слов непосредственных участников травли и их родителей. Также этот феномен давно находится в фокусе внимания отечественных и зарубежных исследователей. Изучение данного явления приобретает все большую актуальность и остроту в современном мире, где буллинг признается серьезной социальной, психологической, педагогической проблемой. Чаще всего буллинг свидетельствует о психологическом неблагополучии в коллективе. В переводе с английского bullying означает издевательство, проявление травли со стороны сверстников в детской группе. Классическое определение данного феномена принадлежит шведско-норвежскому психологу Д. Ольвеусу, который считал, что это особый вид насилия, который предполагает проявление по отношению к жертве преднамеренного и регулярно повторяющегося агрессивного поведения. При этом агрессия может проявляться как в форме физического воздействия, так и через демонстрацию неравенства социальной власти. На основе работ в Норвегии была создана первая в мире программа противодействия буллингу и его последствиям, а 27 января ежегодно отмечается Международный день борьбы с буллингом.
В настоящее время буллинг признается социальным явлением, свойственным преимущественно организованным детским коллективам. Он рассматривается как вид социальной агрессии, проявляющейся через различные формы физических или психологических притеснений, таких как унижения, угрозы, насмешки, осуществляемые одними детьми по отношению к другим. В недавнем прошлом нередко можно было наблюдать ситуации, когда педагоги и родители, сталкиваясь с проявлениями буллинга, придерживались позиции невмешательства, предпочитая делать вид, что ничего не происходит. Так, взрослые, не считая нужным останавливать травлю, часто говорили: «Все дети ссорятся», «Дети должны сами разбираться со своими проблемами», «Взрослым не стоит вмешиваться в отношения детей». Про жертву буллинга высказывались так: «Ребенок должен научиться сам постоять за себя». Нередко взрослые давали таким детям подобные советы: «Не обращай внимания, им надоест тебя задирать, и они отстанут», «Будь выше них, не обращай внимания, они тебя не стоят», «Это глупости». В худшем случае происходили обвинения жертвы: «Ты сам (а) ведешь себя так, что над тобой издеваются», «Нужно быть добрее/отзывчивее – и к тебе будут относиться лучше» и т. д. Нередко взрослые негативно реагировали на поведение тех детей, которые сообщали о буллинге. Такое отношение приводило к тому, что дети предпочитали замалчивать случаи травли, рискуя получить осуждение со стороны взрослого и стигму «ябеда» или «доносчик».
Как правило, буллинг происходит в относительно устойчивой малой группе, т. е. там, где все друг друга знают и имеется сложившаяся социально-психологическая структура (группа детского сада, школьный класс, коллектив в секции дополнительного образования).
Серьезная проблема, с которой сталкивается педагог, – это трудности в различении буллинга и грубых игр, рядовых конфликтов, ссор, случающихся между сверстниками. Отметим, что главная отличительная черта буллинга – это одностороннее поведение булли, который травит жертву, издевается над ней. Если же противоречие между детьми возникает по взаимной инициативе, роли детей равноправны, то не следует относить это к буллингу.
Буллинг представляет собой последовательные действия, которые нацелены на причинение вреда. Цель – принудить конкретного ребенка делать что-либо против воли, обидеть, принизить, затронуть болевую точку, чтобы самоутвердиться за счет другого, возвыситься, обрести над ним власть, получить какую-то выгоду или просто развлечься. При этом важно отметить, что дети дошкольного возраста, как правило, не осознают, насколько их действия травматичны для другого, мало задумываются о чувствах жертвы, не замечают ее страданий и переживаний.
В начальной школе насилие носит групповой характер, а в детском саду – это отдельные дети. У дошкольников при насилии не бывает этапа предварительного обдумывания.
Для буллинга характерно следующие: импульсивность; раздражительность; неуравновешенность; завышенная самооценка; повышенная агрессия; отсутствие коммуникативных навыков при соблюдении общепринятых норм и правил; склонность ко лжи или жульничеству.
Дети дошкольного возраста не понимают до конца своих поступков. Ребенок не осознает последствий и не испытывает чувства вины. Оправданием насилия является небольшой проступок. Жестокое поведение дошкольников расходится с их словами. Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении.
Дошкольники, совершающие буллинг, не умеют сочувствовать и сопереживать, гиперактивные, агрессивные, физически превосходящие своих сверстников. Ребёнок, который является лидером или хочет им стать, чувствует вседозволенность из-за нехватки воспитания или высокого социального статуса родителей.
Поведение ребенка, совершающего буллинг: наказать; отомстить; удивить; поразить; разрядиться, «приколоться»; показать преимущество; специально унизить; запугать.
В три года дети начинают друг друга дразнить, а уже в пять шесть лет появляются обзывалки. Причинами могут быть попытки подражать взрослым, для самоутверждения и привлечь к себе внимания.
Родителям надо понять, что дети берет пример со взрослых и необходимо следить за своей речью и своим поведением, чтобы ребенок не стал словестным агрессором.
Дети дошкольного возраста схватывают все на лету. Очень часто родители не учитывают это, когда использую в своей речи бранные слова. Им кается, что ребенок еще маленький и не понимает смысл этих слов, но на самом деле, у ребенка откладывается в памяти нецензурная лексика, которую он использует в общении со сверстниками.
Научите ребенка быть толерантным к особенностям других людей, больше читайте сказки, там много мудрости заложенной народом.
Не редкостью бывает так, что ребенка бьют, толкают, отбирают игрушки, проявляют, по отношению к нему, агрессию – это еще один вид детской травли. Агрессором выступают дошкольники, уверенные в себе, доминирующие и подчиняющие к себе других, по сильным моральным и физическим качествам, а жертвами выступают дети с низкой самооценкой, очень чувствительные к стрессам, неспособны постоять за себя.
Поведение родителей в таких ситуациях проявляется по-разному: кто-то учит ребенка отвечать агрессией на агрессию, кто-то рекомендует давать сдачи, кто-то спешит разобраться с обидчиком самостоятельно, а кто-то жалуется воспитателям, если инцидент произошел в детском саду.
Родителям, в подобном случае, рекомендуется попытаться разобраться в ситуации и, если ребенка обижают в детском саду, то нужно обращаться к воспитателям или психологу.
Не надо ругать других детей, заступаясь за своего ребенка. Это надо делать только в исключительных случаях. Нельзя ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал. Разборки с родителями тоже малоэффективны. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромиссы в сложившихся ситуациях.
Родителям в данном случае необходимо изучить обстановку в группе, собрав информацию от воспитателя и своего ребенка, а так же других родителей. Конфликтные ситуации вы можете обыграть дома при помощи спектакля. Обыгрывая ситуацию, вы научите ребенка находить правильные слова и правильно действовать. Чаще общайтесь со своим ребенком. Приглашайте в гости его сверстников. Ходите на детские площадки, пусть ребенок чаще общается с детьми. Ребенку необходимо научиться общаться.
Если оставить все без контроля и должного внимания, то травля жертвы и ее унижения не прекратятся, а будут только усиливаться. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий. Поэтому, будь то ребенок в роли жертвы или нападающего – это нужно незамедлительно пресечь и не допускать дальнейшего развития проблемы. Проигнорировав жалобу ребенка, вы рискуете никогда не узнать о причинах и обстоятельствах случившегося с вашим ребенком.